Жизнь и творчество
Виктор Малиновский за работой над картиной «Новогороду Нижнему здесь быть!». 2008 г. |
Виктор Петрович МАЛИНОВСКИЙ
1928-2011
Даты жизни:
25 ноября 1928 – родился в городе Горьком
1949 – окончил Горьковское художественное училище
1955 – окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии
1957 – член Союза художников СССР
1971-1974 – председатель правления Горьковской организации Союза художников России
1980-1985 – преподавал в Горьковском художественном училище
1980 – Заслуженный художник России
2003 – Лауреат премии города Нижнего Новгорода
30 октября 2011 – ушел из жизни, похоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде
С 1955 постоянный участник областных, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок и персональных экспозиций.
Работы находятся в Нижегородском государственном художественном музее и ряде коллекций в России и за рубежом.
Живописец, скульптор, график. Жил и работал в Нижнем Новгороде.
Семья:
Жена – Малиновская Вера Сергеевна, Заслуженный учитель России (1989). Работала учителем биологии в лицее № 40.
Сын – Малиновский Сергей Викторович, член Союза художников России,
Лауреат премии города Нижнего Новгорода (1999), Лауреат премии Минина и Пожарского (2013). Живописец. Работает в жанре тематической картины и портрета.
Дочь – Малиновская-Риттер Евгения Викторовна, член Союза художников России. Живописец. Работает в жанре анималистической живописи, тематической картины, портрета, натюрморта.
Осмысливая творчество одного из самых значительных нижегородских художников Виктора Петровича Малиновского, убеждаешься в том, что перед нами не просто мастер старой художественной школы, прекрасно владевший реалистической живописной системой и работавший в русле основного направления отечественного искусства. Перед нами мастер, которому были подвластны все жанры живописи, от незамысловатого натюрморта до монументального исторического полотна. Живописец, исповедовавший реализм, но не чуждый экспериментов, где, порой, неожиданно и не менее ярко раскрывалась его творческая натура. Прекрасный рисовальщик и скульптор. Наконец, интересная и сильная личность, человек и художник, которому было что сказать своему зрителю.
Зрителям Виктор Малиновский хорошо известен как автор ряда живописных полотен на тему Великой Отечественной войны, как художник-жанрист, внимательный портретист и мастер проникновенного пейзажа родного края. Традиционная, утвержденная веками развития отечественного искусства реалистическая система живописи составляет основу его творчества. Но есть и работы иного плана. В основном, это полотна 1960-х годов. Они редко экспонировались на художественных выставках, многие просто годами «жили на полке». Это плоды смелого художественного поиска, неожиданного эксперимента, в котором выразилось стремление творческой натуры к открытию новых горизонтов. Увлечение молодости – Сезанн и импрессионисты – не было забыто. Вдохновенная свободная живопись создавалась для души, открываясь лишь узкому кругу друзей. Экспонирование на публичных выставках подобных работ в те десятилетия совсем не приветствовалось. Вот и приходилось многим живописцам, мастеровитым реалистам скрывать свои «формалистские поиски» в недрах мастерских.
Витя. 1936 г. |
Для творческой судьбы любого мастера важны годы детства и учебы, так как именно в этот период формируется художник, закладывается база, на которой впоследствии оттачивается техника, обретается творческая индивидуальность. Виктор родился в семье сормовских рабочих Петра Николаевича и Марии Степановны Малиновских. Родители рано увидели творческую одаренность сына, и отец подарил ему скрипку, а в семилетнем возрасте привел будущего живописца в любительский изокружок, где преподавал замечательный художник Василий Леонтьевич Мартынов. Он-то и заразил мальчика страстью к живописи. Ласковый человек рядом с мольбертом и картинами, где всегда присутствует запах масляной краски, остался ярким воспоминанием детства. У Мартынова Виктор занимался несколько лет, продолжая рисовать и в первые годы войны. Виктор упросил отца устроить его подручным рабочим на завод «Красное Сормово», который в годы войны производил танки. Примером для подростка был старший брат Константин, который ушел добровольцем на фронт в первые дни войны и закончил ее в поверженном Берлине. Бомбежки, разруха, голод, хлебный паек, тревожные сводки с фронта – неотъемлемая часть жизни в тылу. Какое уж тут искусство! Да еще любимый всеми учениками Мартынов переехал жить в Печеры, и изостудию закрыли. Но Виктор уже не мыслил себя без рисования. Посещал вечернюю школу и не переставал рисовать самостоятельно дома. В цеху, зная об увлечении мальчишки, стали поручать делать газеты-молнии. Случилось изобразить и самого Сталина, после чего юный рисовальщик стал на заводе признанным цеховым художником. Позже Виктор Петрович вспоминал об этом с улыбкой. А в те трудные годы, казалось бы, мечтать о пути профессионального художника было нелепо. Но он мечтал, и в 1944 году, когда с завода стали отпускать молодежь учиться, Виктор, прочитав объявление в газете «Известие» о приеме в Ивановское художественное училище, не долго думая, отправился за мечтой.
С братом Константином и отцом Петром Николаевичем. 1945 г. |
С преподавателями и студентами ГХУ. 1949 г. |
Но, проучившись год в Иваново, Виктор Малиновский вместе с сокурсниками Алексеем Козловым и Василием Калининым перевелись учиться в Горьковское художественное училище. «Нам поставили первый натюрморт, и мы снова как в Иваново стали Сезанна изображать. Но нам все это здесь запретили, и пришлось к реализму привыкать», – рассказывал художник. Учителем Виктора Малиновского в Горьковском училище был прекрасный пейзажист Вячеслав Михайлович Ольшевский. О нем, как о талантливом преподавателе, отзывчивом и обаятельном человеке, художник сохранил самые теплые воспоминания.
Благополучно защитив в 1949 году диплом в училище, Виктор Малиновский отправился в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). И снова повезло с учителями. Профессуру ВГИКа составляли в те годы известные отечественные живописцы: Ф.С.Богородский, Ю.И.Пименов, Г.М.Шегаль, Е.А.Калачев, С.М.Каманин. Единственно возможной изобразительной системой, в которой допускалось обучение студентов, была реалистическая. Владение рисунком, умение видеть, анализировать окружающую действительность, осмысленное использование всех выразительных средств живописи – профессиональный багаж выпускников ВГИКа.
Во время учебы в Москве. 1 мая 1953 г. |
Учеба в институте привела молодого сормовича в эпицентр политических и художественных событий столицы. Смерть И.В.Сталина, начало «хрущевской оттепели», противоречивая либерализация в общественной и культурной жизни стали определенными предпосылками в формировании творческой личности Виктора Малиновского. Во всяком случае, ему всегда был присущ острый интерес к общественно-политическим событиям, что нашло свое отражение и в последующем творчестве, и в социальной активности.
На Дону. 1955 г. |
Для дипломной работы Виктор Малиновский выбрал одно из своих любимых литературных произведений – «Поднятую целину» М.А.Шолохова. А для сбора творческого материала молодой художник отправился в станицу Вешенскую к самому Михаилу Шолохову. Встреча и беседа со знаменитым писателем стала одним из ярчайших жизненных впечатлений. Выбор натурного материала, легшего в основу дипломной работы, отчасти был сделан по совету писателя. Стремление передать достоверность и потрясающую поэзию донских просторов получили одобрение не только дипломной комиссии, но и Сергея Герасимова, снимавшего в то время свою культовую картину «Тихий Дон».
После окончания ВГИКа Виктор Малиновский очень недолго проработал на Мосфильме. Несмотря на престижность, не устроило молодого специалиста отсутствие возможности серьезно заниматься живописью. Московские карьерные перспективы кинохудожника были им без сожаления оставлены в обмен на творческую работу в родном городе.
* * *
После возвращения в Горький Виктору Малиновскому предстояло решить сложную задачу – найти себя в искусстве. Он стремится серьезно писать. Тогда в первые годы самостоятельного творчества вырабатывался индивидуальный почерк, своеобразное творческое лицо, метод работы над тематической картиной. Первым произведением, созданным после окончания института, стало полотно «Год 1918». Тема сложной многофигурной композиции – Гражданская война – стала одной из программных в творчестве Виктора Малиновского.
За работой над картиной «Год 1918». 1956 г. |
В создании тематической картины Виктор Малиновский часто идет от выбора места, покорившего художника своей живописностью, особым настроением или несущего в себе отзвуки прошлых событий. Переживание состояния природы, впечатление от наблюдения за жизнью уголка старого города рождает сюжет будущей картины. Первые этюды к историческому полотну «Год 1918» также были сделаны на маленькой станции среди деревянных вагонов, сохранивших, по словам художника, «запах Гражданской войны». Затем родился непосредственно сюжет: отъезд на фронт. На рыхлом снегу у стен дощатых вагонов расположились группы людей, ожидающих отправки эшелона. Справа на ступеньках красноармеец и матросы бодро грузят оружие. Рядом – лирическая сцена прощания бойца со своей любимой. Слева – сидящие на ящиках с патронами мальчишки, недавние беспризорники, и погрузившийся в свои мысли бородатый мужчина. За ними идущий строем отряд матросов. Каждый по-своему переживает предстоящие перемены в его жизни. Мальчишки с любопытством наблюдают за происходящим вокруг. Опытный боец, сидящий рядом, отрешен от окружающих и, наверное, как никто другой, осознает всю серьезность предстоящего. На лице девушки печаль и тревога. Матросы со свойственной молодости удалью полны решимости в борьбе за правое дело. Художник показывает разные характеры и эмоциональное состояние людей, оказавшихся в одной ситуации. Прекрасное владение выразительными средствами своего искусства говорит о том, что молодой живописец обладает своеобразным творческим лицом и индивидуальным почерком. Убедительные пластические образы, сложный колорит, объединяющий таких разных героев в одно целое, жанровость в трактовке темы, стремление передать эмоциональное состояние персонажей – все это будет свойственно и другим работам Виктора Малиновского. На республиканской выставке 1957года за картину «Год 1918» художник получил диплом Министерства культуры РФ второй степени. Затем произведение побывало на Всесоюзной выставке (1957), после которой молодого живописца приняли в члены Союза художников России (1957г.).
В 1960-1970-е годы историко-революционная тематика является ведущей в творчестве Виктора Малиновского. Художник много работает, его искусство окрашено четко выраженным гражданским звучанием, оно соединило в себе драматизм и повествовательность, строгость и эмоциональность. В созданных им образах отразилась судьба страны и конкретных людей. В 1974 году художник создает большеформатное полотно, где снова звучит тема Гражданской войны – «На защиту республики Советов». Многофигурная композиция изображает рабочих Сормовского завода, встречающих под звуки духового оркестра выезжающий из цеховых ворот танк. Несмотря на героизированность выбранной темы в ее решении преобладает жанровость. И композиция, и колорит полотна подчинены идее рассказа о буднях заводских рабочих. Автор «обсказывает» средствами живописи каждого персонажа, особенно никого не выделяя, избегая световых и цветовых акцентов. Такое художественное решение лишает картину пафосности, выводя на первый план бытописательскую сторону замысла.
Бытовой жанр для Виктора Малиновского всегда был интересен. Им создано немало работ, повествующих о событиях в жизни простого человека прошлых лет, а также о жизни современников: «У сельсовета. В годы коллективизации» (1964г.), «Враги» (1960г.), «На пароме» (1876г.), «На проселке» (1975г.) и другие. Одна из любимых картин художника этого ряда – «Враги». Впервые тема раскулачивания была осмыслена им еще во время создания диплома по «Поднятой целине» Шолохова. Но тогда дипломная работа была решена через пейзажный образ. Позднее родилась жанровая композиция (1960г.).
У картины «Враги». 1959 г. |
Сюжет в традициях передвижников, где есть возможность показать столкновение противоположных мировоззрений и образов жизни, не переставал волновать художника.
Более чем через сорок лет Виктор Малиновский вернулся к нему, и в 2007 году появился вариант картины под тем же названием. В основе композиция осталась прежней, но автор ввел новых персонажей (плачущая на коленях у отца девушка и мальчишка у левого края холста), а также изменил характеристику главных действующих лиц. В картине появилось множество новых деталей, да и интерьеру в целом уделено намного больше внимания, нежели в первом варианте. Детализация, коснувшаяся не только предметного мира картины, но и эмоционально-психологического действия, во многом ослабила драматическую напряженность в решении темы. Автор расставляет другие акценты, по-иному оценивает ситуацию и героев. Новые хозяева жизни с простоватыми лицами воспринимаются зрителем не как идейные борцы против враждебного мира, а как охотники за чужим добром. Хозяин дома, пожилой человек, возмущен и обескуражен, но не в силах что-либо изменить. Трагизм происходящего усилен введенной в композицию фигурой рыдающей молодой женщины.
Переоценка ценностей, произошедшая в нашем обществе за последние десятилетия, не могла ни затронуть за живое талантливого художника и мыслящего человека. Идейное содержание картины для Виктора Малиновского всегда было очень значимым. От замысла, от эмоционально-психологической сути задуманного сюжета во многом зависит художественное решение произведения. Вариант картины «Враги» – пример переосмысления истории нашей страны, попытка докопаться до истины и рассказать средствами живописи о непростых судьбах современников тех далеких событий.
Еще одна сквозная тема в творчестве Виктора Малиновского – Великая Отечественная война. Обращение к ней вскоре после окончания института совсем неслучайно. Художник, переживший войну, хорошо помнит все тяготы военного времени. Тема подвига советских солдат, очень популярная и востребованная в изобразительном искусстве послевоенного времени, захватила и молодого живописца. В его лучших произведениях – «Десант. Солдаты города-героя» (1967г.), «За родную землю» (1978г.) – героико-патриотическая тема звучит во весь голос.
Интересно наблюдать, как возникает у художника замысел той или иной картины. Порой композиция рождается из самых неожиданных впечатлений. Импульсом к созданию работы «Солдаты города-героя» для Виктора Малиновского послужило прочтение книги воспоминаний командующего Сталинградским фронтом А.И.Еременко. Живописец много размышлял над описанными событиями. Хотелось взяться за кисть, но не было цели создавать картину – иллюстрацию. И вот однажды, прогуливаясь по берегу Волги, он обратил внимание на старое, видавшее виды судно. Его борта были ободраны, на палубе многое переломано. И вдруг воображение нарисовало сюжет из прошлого: на катере, потрепанном войной, плывет по Волге под бомбежками, в лучах прожекторов, взвод солдат. Вскоре было написано произведение, где Виктор Малиновский создал яркий собирательный образ героев Великой Отечественной. «Через эту картину я видел всю страну. Здесь и Сталинград, и Одесса, и Севастополь», – рассказывал автор. В этой работе живописец отказывается от многословной манеры повествования, от использования большого числа «литературных» подробностей. Художественный язык стал проще, собраннее. Главное здесь – раскрытие психологического состояния героев, полных решимости встретиться с врагом, победить или умереть, но не сдать город. С этой целью художник укрупняет изображение; статичные фигуры, кажется, будто отлиты в металле; их лица напряжены, взгляды устремлены в даль. Чтобы драматизировать сюжет автор оставляет лишь немногие детали, работающие на раскрытие содержания. Холодный колорит, в основе которого лежит сложный контраст коричнево-сиреневого и сине-голубого позволяет передать высокую романтику и красоту подвига.
Тема духовно-нравственного подвига волновала художника всегда. Еще один путь ее осмысления – обращение к классической литературе. В 1980 году была написана картина «Звезды и золото» по сюжету романа Д.Сервантеса «Дон Кихот». Убедительно трактованные пластические образы воплощают две стороны бытия, разное понимание смысла человеческой жизни. Здесь и добро, отважно вступившее в единоборство со злом, и высокая мечта о прекрасном, разбивающаяся в прах, и все-таки, несмотря ни на что, – вера благородного героя в истину и справедливость.
Художника увлекает и пушкинская тема. Одна из работ этого ряда – «Дороги поэта» (2006г.) – изображает Александра Пушкина среди цыган: молодой поэт вынашивает замысел своей поэмы, гостит у цыган, наблюдает их быт, слушает цыганские песни. Яркий, декоративный цветовой строй утверждает мажорное звучание многофигурной композиции.
* * *
Каждый этап развития изобразительного искусства рождает и утверждает своих героев. Как правило, это связано с особенностями исторической ситуации. В искусстве послевоенного времени сформировался собирательный образ человека труда. Он возвеличивался и романтизировался, наделялся массой положительных качеств. Его награждали такими характеристиками, как пытливый, ищущий, деятельный, устремленный в будущее. Хотели видеть в нем настоящего творца и хозяина жизни. В искусстве 1960-1970-х годов одним из главных персонажей был рабочий человек. Над его образом работали очень многие художники, и каждый стремился найти в этой теме своего героя. Виктор Малиновский не был исключением. В его лучших реалистических портретах помимо социальной характеристики ярко показана конкретная личность, особенности характера, настроения.
Как портретист Виктор Малиновский заявил о себе в 1960-х годах, когда начал работу над серией, которую условно можно назвать «Рабочие завода «Красное Сормово». На этом заводе многие годы трудились родители живописца. Будучи подростком, во время войны в его цехах проработал несколько лет и сам художник. Позднее он поддерживал дружеские отношения со многими заводчанами. Иными словами, и в зрелые годы Малиновский был вхож на родной завод, и о рабочих буднях знал не понаслышке. Из всех заводских цехов он выбрал для своего творчества литейный, где можно было не только найти интересный для портретной живописи типаж «передовика производства», но и с увлечением поработать над сложным колоритом: присутствие огня, раскаленного металла создавало особую цветовую и световую атмосферу трудовой романтики, открывало широкие возможности для реализации живописного мастерства художника. Около пяти лет он увлеченно работал над портретами сталеваров. Среди них: «Подручный сталевара Н.Новиков», 1969г., находящийся в собрании Нижегородского государственного художественного музея, монументальное большеформатное полотно «Портрет сталевара Героя социалистического труда Н.И.Анищенкова», 1974г., «Портрет сталевара И.Мартьянова», 1973г., «Сталевар А.Прошин», 1974г.
1969 год. |
Кисти Виктора Малиновского принадлежат многочисленные портреты представителей творческой интеллигенции. Как правило, художник выбирает форму поколенного изображения фигуры в интерьере, предметы которого помогают рассказать о роде занятий героя. Выразительная пластика портрета призвана подчеркнуть творческую энергию незаурядной личности (портрет композитора А.А.Нестерова, портрет оперного певца А.С.Правилова, оба – 1975г.).
Одна из ярких страниц портретной живописи Виктора Малиновского – образы жителей русской деревни. Это всегда колоритные персонажи, своим внешним обликом и внутренней сутью неразрывно связанные с родной землей. По лицам стариков, прошедших войну, можно прочесть драматичную и героическую историю страны («Ветеран Великой Отечественной войны Е.Г.Макаров», 1972г., «Арся», 1975г., «Ветеран М.Я.Пеплов», 1975г.). Усталое морщинистое лицо, огрубевшие крестьянские руки колхозницы Александры Цыганковой (1970г.) рассказывают о нелегкой жизни женщины-труженицы. Безусловно, выбор героя портрета художник делает не только исходя из привлекательности фактуры человека. Огромную роль играет содержательная сторона личности персонажа, характерность его натуры. Для Виктора Малиновского такой находкой стал удивительный человек, интереснейший собеседник житель деревни Грязино Ковернинского района гвардии старшина разведки Михаил Пеплов. Увлеченность личностью героя проявилась в созданном ярком портрете, экспонировавшимся на международной художественной выставке в Москве в 2005 году.
В собрании Нижегородского художественного музея находится «Портрет тракториста Николая Ларина» (1973г.) – одна из самых удачных и любимых работ художника. Перед нами не просто яркий запоминающийся персонаж. Это герой своего времени, причем не утративший актуальности и в наши дни. И сейчас, правда, значительно реже, можно встретить в русской деревне таких молодцов, вызывающих одновременно и улыбку и уважение. Композиция очень проста: почти поколенное изображение стоящей фигуры молодого сильного в меру упитанного мужчины средних лет, облокотившегося о дверной косяк. На загорелом лице светлые, внимательные и в то же время несколько равнодушные глаза. Таким увидел художник своего соседа-тракториста, приехавшего на обед и на минутку вышедшего на крыльцо. Уговорил позировать и буквально за один сеанс в технике аля-прима широким свободным мазком запечатлел Николая Ларина. Рассматривая этот портрет, зритель непременно отметит внимательный глаз автора, подметивший такие детали, как по локоть загоревшие руки, лоб, закрытый во время работы козырьком и поэтому лишенный загара, заметное брюшко. По этим приметам нетрудно составить представление о буднях героя полотна. Удивительно свежая темпераментная живопись, мажорный колорит, выразительная пластика создают точный цельный образ трудящегося человека из русской глубинки.
Вера и Виктор. Невеста и жених. 1958 г. | С супругой, детьми и внучками Лидой и Машей. 2009 г. |
Значительно меньше в творчестве Виктора Малиновского женских портретов. Но есть у живописца постоянная любимая и преданная модель – жена Вера Сергеевна. Ее он писал всегда. Красивая романтичная молодая женщина в портрете 1965 года, зрелая сильная дама десятью годами позднее, и, уже с большим жизненным опытом за плечами, мама и бабушка – глава большого семейства (портрет 2001 года). Все это она, ее образы, жизненные роли, в которых искренне выразилась благодарность художника за поддержку, житейскую мудрость и преданность в течение долгих лет совместной жизни. Супруги Малиновские вырастили и воспитали двоих детей – сына Сергея и дочь Евгению, которые тоже стали художниками.
В последние годы жизни Виктор Петрович создал галерею портретов коллег-художников, продолжая исследовать на холсте особенности творческой натуры. Живописная манера мастера стала графичней, жестче, колорит сдержаннее, композиция лаконичней.
С дочерью Женей и сыном Сергеем. 1967 г. | С супругой и детьми. 2010 г. |
* * *
На протяжении всей творческой жизни Виктор Малиновский постоянно работал и в камерных жанрах – натюрморте и пейзаже. Особая и наиболее глубоко переживаемая им тема творчества – родная природа. К ней он обращался постоянно, работал любовно и проникновенно. В 1960-1970-е годы живописец создает свои лучшие лирические пейзажи, построенные на передаче тончайших нюансов цветовых и световых отношений в природе. Они не являются результатом умозрительного обобщения или «кабинетного» придумывания. Напротив, подмечены в реально существующей конкретной местности, написаны с натуры, часто прямо «в холст». Художника привлекает не только красота местности, но, особенно, возможность при работе над пейзажем решить ту или иную живописную задачу. Исходя их этого, и выбирается момент в жизни природы. Так, контраст ярко освещенного золотистого поля и глубоких зеленых теней, отбрасываемых последними лучами предзакатного солнца, явился ключевым моментом в создании «левитановского» образа уходящего лета («Летний вечер», 1962г.). Осенние краски перелесков, жухлой травы и яркая молодая зелень озимых всходов составляют удивительно красивый цветовой аккорд в этюде 1957 года «Озимь». Влажный воздух весеннего половодья, окутывающий тонкие березки, прячется в сиреневой дымке и фиолетовых тенях пробуждающегося леса («Керженское утро», 1965г.). Часто для заострения эмоциональной стороны образа родной природы художник меняет изобразительную манеру: беспокойным подвижным становится мазок, насыщенным цвет, рельефной фактура полотна («Ветерок», 1968г.; «Апрель», 1970г.). Еще один излюбленный мотив Малиновского-пейзажиста – улицы керженских и заволжских деревень. В этих незамысловатых избах, тропинках, амбарах самоценное звучание обретает тема малой родины («Огни Заволжья», 1962г.; «Улица в Гарях», 1970г.; «Осенняя дорога», 1975г.).
Деревенский пленэр. 1961 г. |
Развивая традиции пленэрной живописи, отражающей в первую очередь эмоциональное восприятие художником природы, в 1960-1970-е годы Виктор Малиновский выступает как мастер этюда. Созданный на волне восторга от увиденной красоты односеансный этюд часто обретает целостность картинного образа. Так случилось с увлекшим художника мотивом, наблюдаемым в затоне: небольшие речные суденышки поднимают пары на весенней воде. Яркие цвета свежевыкрашенных пароходиков, голубизна неба, отразившегося в весенней реке, мажорное настроение, наполнившее все вокруг, были схвачены зорким глазом живописца и вдохновенно перенесены на холст («Весна в Затоне», 1965г.; «Поднимают пары», 1966г.). Пейзаж «В золотую осень» (1956г.) – один из любимых автором – также был написан за один сеанс в Рекшино. Правда, сразу после возвращения из поездки автор забросил его в дальний угол, так как обратная дорога на подножке кировского поезда, идущего через мост, чуть было ни закончилась для живописца трагически. Но реабилитированный через месяц этюд оказался одним из самых удачных. Позднее он был приобретен в собрание Горьковского художественного музея.
На этюдах. Керженец. 1960 г. |
Заметное место в творчестве Виктора Малиновского занимает родной город Нижний Новгород. Его старые улицы, набережные, кремлевские откосы – одно из тематических пристрастий пейзажной живописи мастера. Само время остановлено на полотнах, запечатлевших уголки старого Нижнего. Неторопливость патриархального городского быта сохранена мастером в стенах и разноцветных крышах старых домов, на которых течение жизни оставило свои следы. Улица в работе «Уголок старого Нижнего» (1970-е гг.), увиденная художником в районе Сенной площади, под его кистью превратилась в настоящую живописную симфонию. Не случайно Виктор Малиновский говорил об этой работе: «Нутром писано». Сама красочная масса здесь несет в себе жизненную силу, темпераментный широкий мазок передает вдохновение, пережитое автором. Этим домам очень повезло. Их давно нет, но на полотне живописца им дана другая, долгая и трепетная жизнь.
* * *
Шестидесятые годы для художника – это время активных попыток работать в изобразительной системе, основные принципы которой существенно отличаются от признанных в отечественном искусстве тех лет. Художник не оставил своего юношеского увлечения «сезанизмом». Вот только результаты поисков в этом русле тогда в силу разных причин не предназначались для широкой публики. Тем не менее, нельзя не отметить ряд интересных произведений, открывающих нам неизвестного Малиновского. Среди них «Ивановский съезд» 1968 года. Кажется, здесь есть все, что освоено художником и в молодые годы увлечения французами, и во время совершенствования своей реалистической техники. Выразительная пастозность мазка передает рукотворную фактуру старых стен трехэтажного дома и Ивановской башни Кремля, объемность и тяжеловесность их форм. Длинные широкие мазки, материализующие на полотне покрытие спуска, заставляют ощутить сложность и неустойчивость рельефа Ивановского съезда. Угловатости и кривизна свободно состыкованных плоскостей доносят особый характер и живой ритм старого города.
Обращение к темпере в конце 1960-х также во многом было вызвано желанием изучить возможности другой техники. Толчком к этому послужили поездки в Крым, где Виктор Малиновский много рисовал южную природу, требующую от живописца средней полосы России иного цветового видения. Те тончайшие нюансы цветовых и световых отношений, которые мастерски умел чувствовать художник, в южных широтах были совершенно другими. Природа Крыма диктовала свои законы художественного решения. Темпера стала той техникой, которая позволила живописцу передать на холсте особенности южного пейзажа («В горах Крыма», 1969г.).
Один из интереснейших портретов – портрет Я. Карасика (1970г.) – также написан темперой. Создание яркого образа соединено в этом произведении с неординарным живописным решением. Внутренняя экспрессия личности Якова Карасика передана благодаря выбору позы, в которой читается неустойчивость, беспокойство и нервозность: фигура сидящего не имеет опоры, сложенные руки будто повисли в воздухе. Сложность, противоречивость характера портретируемого обнаруживает себя и в соседстве двух одинаково активных контрастных цветов – желтого и синего, обогащенных цветовыми рефлексами. Художник пренебрегает трехмерностью пространства: выбрав плоскостное решение заднего плана, усиливает его интенсивностью цвета и орнаментальными мотивами.
Попытки освоить в процессе своего творчества изобразительную систему постимпрессионизма, конечно, не могли не затронуть натюрморт, традиционно являющийся для живописцев жанром эксперимента. В 1968-1969 годах Виктор Малиновский стремится решить задачу создания на холсте единого двухмерного пространства, уходя от привычной академической системы перенесения трехмерности окружающего мира в картину. Он не использует традиционную светотеневую моделировку и, как следствие, избегает создания скульптурной объемности предметов. При выборе так называемого внутреннего света, когда вся поверхность картины получает равное освещение, художник наделяет цвет на разных участках холста равной интенсивностью. В его натюрмортах этого времени – «Груши» (1969г.), «Натюрморт с зимним окном» (1968г.), «Чайный натюрморт» (1969г.) – предмет создается цветом с помощью использования свойств теплых и холодных тонов. Глубина изображения выстраивается также благодаря наложению цветовых планов. Но стоит оговориться, что Виктор Малиновский в своих натюрмортах не уходит совсем от линейной перспективы. Ее присутствие допускается и в «Натюрморте с зимним окном», и в «Чайном натюрморте». Мастер реалистической школы по-своему пытается уравновесить в картинах две реальности: трехмерного мира вещей и их двухмерного образа на полотне. Остается только сожалеть, что столь интересные поиски не были продолжены художником в последующие годы. Причиной же этого во многом стало увлечение Виктора Малиновского скульптурой.
* * *
Скульптура интересовала Виктора Малиновского давно, но, будучи профессиональным живописцем, он не ставил перед собой задачи заявить о себе как о скульпторе. В 1960-х годах он выполняет характерные для того времени официальные заказы: лепит пионеров и героев Советского Союза. Выполняя эту рутинную работу, Виктор Малиновский приобрел опыт воплощения художественного образа в объеме и необходимые практические навыки работы с материалом. В середине 1970-х художник решает попробовать свои силы в создании серьезного скульптурного произведения.
Раздумье. 1975 г. |
У стелы «Сормово. 1905год. Баррикады». 2004 г. |
В основе сюжета – вооруженное восстание сормовских рабочих в 1905 году. Место действия – главная баррикада, где располагался штаб боевых дружин и арсенал повстанцев. Как в живописи, Виктор Малиновский и в скульптуре остается верным себе. Его герои – люди разного возраста: старики и молодые парни; разного жизненного опыта: рабочие и убежденные революционеры. Но всех объединяет общее дело. Каждому персонажу художник дает яркую психологическую характеристику. Лаконизм пространственного решения, чеканность формы, выразительность фактуры материала сплавились в запоминающийся художественный образ революционного времени. Как вспоминал Виктор Петрович, в молодом рабочем с ружьем он видел своего дядю Андрея, который прибежал на баррикаду и тут же был убит разрывом снаряда. За создание горельефа Виктору Малиновскому в 1980 году было присвоено звание Заслуженного художника России.
В начале 1980-х годов художник активно сотрудничает с Волго-Вятским книжным издательством, как график-иллюстратор. Работая в оригинальных графических техниках (преимущественно, акварель, тушь, перо), Виктор Малиновский создал иллюстрации к произведениям Максима Горького «Дело Артамоновых» (1983г.) и «Фома Гордеев» (1982г.), к повестям и романам нижегородских авторов: Александра Патреева «Глухая рамень» (1980г.), Николая Ключарева «Работные люди» (1984г.), Валерия Макарихина «Дикое поле» (1980г.) и других.
Многочисленные карандашные зарисовки, выполненные Малиновским во время работы над той или иной книгой как подготовительные, часто обнаруживают самоценность самостоятельного художественного образа. В рисунках видно умение почувствовать, «схватить» характер, передать на бумаге немногословными, но выразительными линиями и штрихами самую суть человека позволяет мастеру создавать яркие портретные образы самых разных людей: «Портрет учителя», 1959г., «Портрет отца», 1955г., «Старый солдат», 1967г. и другие.
* * *
Есть у художников такое словечко – «картинщик». В нем и упрощенность сугубо профессионального термина, и уважительные интонации коллег по цеху. «Картинщик» – это особый дар, достаточно редкий и ответственный. К сожалению, в наше время немногие художники могут и решаются написать тематическую картину. Ее надо осмыслить, прожить, выстроить. Наконец, «картину надо кормить». Если же живописца волнует историческая тема, и он берется воплотить ее в своей работе, то необходимо изучить множество фактов, деталей и подробностей, чтобы не пострадала историческая достоверность. Виктор Малиновский – тот мастер, который глубоко изучал волнующие его события русской истории, обдумывал многочисленные составляющие исторического полотна: от образов главных героев до деталей материального мира. История Древней Руси и родного Нижнего Новгорода – две темы, занимавшие в творчестве художника последнего десятилетия ведущее место.
Одно из далеких событий отечественной истории, которое Виктор Малиновский сумел в своих картинах приблизить к нам, заставив переживать и размышлять о нем, – Куликовская битва. Обращение к тем временам, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, для опытного мастера совсем не случайно. В его творчестве тема народного подвига, решаемая в монументально – эпическом ключе, одна из главных. В связи с этим можно вспомнить полотна, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам. Связь событий далекого и недавнего прошлого страны – в искренней любви художника к русскому народу, в гордости за него и его великие подвиги. Изучение древней русской истории и желание воплотить всегда волновавшую его тему народного героизма подтолкнуло художника к решению написать триптих о битве на Куликовом поле. На протяжении четырех лет создавались его первая и заключительная части. Центральную композицию Виктор Петрович написать не успел.
В «Благословение Сергия» (2006г.) и «Куликово поле. Утро победы» (2002г.) художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо ее эпизоде. Он показывает важнейший момент единения ратных и духовных сил перед великой битвой («Благословение Сергия») и торжественно-печальное утро после победы, когда дружинники находят на ратном поле тело израненного полководца Дмитрия Донского («Куликово поле. Утро победы»). Художественное решение полотен подчинено передаче образного строя. В «Благословении» четкие вертикальные ритмы композиции, классическое пространственное построение сцены, яркие цветовые акценты позволяют почувствовать то, что не изображено непосредственно: грядущая тяжелейшая борьба и победа русских войск. В собранности внешнего облика и решимости на лицах героев есть сила характеров, заставляющая верить в них и в их победу. В изображении утра после битвы усталость, трагическая печаль на лицах персонажей, осознание победы, доставшейся очень дорогой ценой, подчеркнуты темным колоритом, неярким предрассветным освещением, тяжелыми композиционными ритмами. Работая над историческими полотнами, живописец тщательно изучал по книгам и музейным экспозициям одежду и оружие Древней Руси. Точность в изображении предметов материальной культуры играет немаловажную роль в передаче исторической достоверности событий.
Стремление автора создать эпически целостный образ народа, несомненно, созвучно русскому классическому живописному наследию. В полотнах, посвященных событиям Древней Руси, Виктор Малиновский, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, ищет свой собственный путь. Его герои – былинные богатыри, живущие в своем времени. Будто глядя «сквозь мглу веков», художник утверждает всей монументальностью образного строя идеи национального патриотизма. Но его привлекает не просто образ воина – защитника родной земли. Его герои утверждают духовные идеалы Древней Руси. В решении темы основания Нижнего Новгорода этот аспект для автора очень важен. В созданных им полотнах действия светской власти показаны вместе с деяниями власти церковной. В работе 2005 года с обстоятельным названием «Основатель города Нижнего Новгорода Великий князь Юрий Всеволодович у Дятловых гор» в мэрии Нижнего Новгорода, рядом с князем изображен епископ Симон – представитель власти духовной. Художник точно следует рассказу летописи, где говорится о том, что в 1216 году после Липецкой битвы Великий князь с семьей и епископом ехали на лодках в Городец-Радилов по Волге, любуясь и восхищаясь Дятловыми горами. Через пять лет Юрий Всеволодович заложил здесь твердыню, которая и сейчас является олицетворением мощи и красоты всего Поволжья.
В картине 2008 года «Новогороду здесь быть» идея равнозначности светской и духовной властей в государственных делах Древней Руси получила свое дальнейшее развитие: здесь два равноценных героя – князь Юрий Всеволодович и епископ Симон. Основополагающий жест князя, утверждающий на Дятловых горах государственность Руси, един с символически поднятым вверх осеняющим крестом в руках епископа. Более того, по мысли художника, духовное благословение в жизни русских людей важнее, нежели покровительство светское. Неслучайно, в его картинах присутствует образ Спаса Нерукотворного, как напоминание о вечной Истине и Судьбе, избранной русским народом на века.
К такой трактовке сюжета Виктор Малиновский пришел не сразу. В первом варианте этой картины 2005 года епископ Симон скорее сопровождает князя в его делах, оставаясь на вторых ролях. Через год художник снова обратился к теме основания Нижнего, решив воплотить ее в скульптуре. Во время этой работы и родилось новое понимание исторических событий: крест в поднятой руке епископа главенствует над скульптурной группой, утверждая идею первичности духовной власти. К сожалению, композиция, выполненная в пластилине, не переведена в материал. В силу разных причин художник не представил свою работу на конкурсе проектов памятника основателям Нижнего Новгорода. Живописное полотно, созданное в 2008 году, развивает и утверждает еще раз взгляд автора на давние события XIII века.
В последние годы жизни Виктор Петрович активно работал над циклом картин, посвященных 400-летию подвига ополчения Минина и Пожарского. Нижегородское ополчение, освободившее в 1612 году Москву от предателей и иноземных захватчиков, сыграло решающую роль в преодолении Смуты и восстановлении российской государственности. Подвиг нижегородцев навеки остался в исторической памяти русского народа как символ патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы страны. За несколько дней до кончины художник закончил писать большое историческое полотно «Выход Нижегородского ополчения. 1612 год». На картине показаны ополченцы, выходящие из Нижегородского кремля в свой победный поход под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Изображенный на переднем плане воин с иконой Пресвятой Богородицы в руках символизирует духовно-нравственную силу нижегородского подвига. А на мольберте в мастерской живописца осталась незаконченной картина «В ополчение к князю Пожарскому» – как завещание мастера изучать, беречь и воспевать историю Родины и Нижегородского края.
Последний день жизни Виктора Петровича, 29 октября 2011 года, прошел радостно. В этот день одно из ведущих учебных заведений Нижнего Новгорода лицей № 40 отмечал свое 50-летие. Супруга художника, Вера Сергеевна, Заслуженный учитель России, всю свою педагогическую деятельность посвятила этому учебному заведению. В нем учились сын Сергей и дочь Евгения, внучки Лида, Аня и Маша.
Семья художника. 2013 г. | На юбилее лицея № 40. 29 октября 2011г. |
На рассвете 30 октября 2011 года во сне Виктор Петрович Малиновский ушел из жизни.
Семья художника признательна искусствоведам Зое Васильевне Панкрашкиной (1928-2005), Наталье Борисовне Соколовой и Ирине Владимировне Маршевой за доброе и профессиональное освещение творчества Виктора Петровича Малиновского в их работах, которые легли в основу статьи, размещенной на сайте.