Выставка "Святыни России"

Выставка "Святыни России"

Большую часть экспозиции занимают пейзажи Нины и Александра Куликовских, выполненные на основе пленэра, который проходил прошлой осенью в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, а также их живописные впечатления от святынь Сарова и Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря в Мордовии.

Рассказывает искусствовед Наталья Артюхина-Квач: — Произведения художников Куликовских отличает динамичная этюдная манера. В работах переданы не только внешние формы соборов святой обители Дивеева и Богородичной Канавки, но и чувство благоговения, которое испытывали художники, пребывая в монастыре. «Утро в Дивееве», «Дивеевский монастырь. Ангелы», «Дивеево. Преображенский собор», «Дивеево. Храм Казанской иконы Божией Матери» — эти работы Александра Куликовского отличаются серебристой нежностью колористического решения и особым поэтическим настроением, которое художник передает через свето-цветовые нюансы и подвижную текучесть красочного мазка. В этюде «Серафим Саровский. В архиерейской гостинице» запечатлена часть внутреннего пространства интерьера с образом преподобного Серафима, который и сегодня незримо в составе Церкви Небесной присутствует на Нижегородской земле

.

Дивеевские этюды Нины Куликовской разнообразны по временному состоянию и цветовым решениям. То это зыбкое утреннее марево, как в этюде «Серебристое утро. Дивеево», то полыхающие цвета «Преображенского собора в золоте заката» или икона Архангела Михаила из Дивеевского Преображенского собора, словно источающая внутренний свет. Каждый раз по-новому видеть дивеевские архитектурные памятники Нине Куликовской помогает работа в разное время суток и при различном освещении.

Особое место в экспозиции занимает более раннее, 2003 года, полотно Нины Куликовской, посвященное нижегородскому Благовещенскому монастырю с сюжетом благовестия Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Оно побывало уже на многих областных и всероссийских художественных выставках и было отмечено специалистами за оригинальное и удачное решение сюжета, к которому обращались многие поколения художников, начиная со Средневековья.

Несмотря на отличия живописного почерка Нины и Александра Куликовских, в их работах много общего, и это, конечно, неслучайно. В 2015 году супруги отметили 50-летний юбилей своего брака и соединились в таинстве Венчания, обозначив тем самым новый этап в своей жизни, которая наполнена любовью и творчеством.

Сергей Квач свои пленэрные графические работы 2015 года подарил отчасти монастырю, отчасти — Нижегородской епархии. Поэтому на выставке он представил другие живописные пейзажи 2014 и 2015 годов на темы древних и современных православных памятников, а также символические композиции: «Молитва», «Русь белокаменная» и «Благословение Сергия». Все они, по мнению Натальи Артюхиной-Квач, выполнены в реалистической манере и представляют два направления творчества художника. Первое — художественная ретроспекция на основе наблюдений, рисунков и фотоматериалов, своего рода версия бытования архитектурного памятника в исторической среде города. Таковы картины «Заснеженная Балахна», «В старом городе», «Вербное воскресенье в Павлове» и «Старая Ладога». Пейзажи «Оттепель» и «Летнее марево» принадлежат другому направлению творчества художника, когда натурные впечатления являются приоритетными, хотя и здесь обобщенное до символа видение образа преобладает над документальной точностью запечатления.

Обращаясь к памятникам православной культуры, художники чувствуют особую ответственность, заставляя и своего зрителя ощутить связь времен и глубоко осознать, чем стало христианство для Руси. Более гармоничных и величественных памятников, чем соборы и церкви в наших городах и селеньях, трудно найти, и художники донесли свое преклонение перед ними.

Сотрудничество Нижегородского отделения Союза художников России с Нижегородской епархией имеет давние традиции, и осенний пленэр в Дивеевском монастыре стал еще одной формой их взаимодействия, которая оказалась очень плодотворной, о чем свидетельствует открывшаяся выставка. Очевидно, это сотрудничество будет продолжено, и в творчестве нижегородских мастеров появятся новые произведения, связанные с православием.

← Возврат к списку